Дербенцова Ольга Евгеньевна
учитель
математики
МБС/К/ОУ
школа-интернат VIII
вида
Необходимость
реабилитации средствами образования детей
с ограниченными возможностями здоровья
Одной из основных задач обучения и
воспитания детей с отклонениями в развитии является подготовка их к
самостоятельной и полноценной жизни в обществе, поэтому на данный момент
актуальна проблема социальной реабилитации и социально-трудовой адаптации
учащихся с нарушенным развитием, включению их в социум в качестве полноправных
членов общества.
Успех социальной адаптации детей с
нарушениями в развитии напрямую зависит от глубины и качества знаний,
получаемых ими в школе. Чем выше уровень сформированности знаний, тем легче
ребенку приспособиться к условиям современного общества, почувствовать
собственную значимость.
Именно поэтому главной задачей
коррекционной (специальной) педагогики является разработка методологических,
теоретических и методических основ эффективных систем специального обучения и
воспитания детей с различными отклонениями в развитии, направленных на
достижение каждым ребенком максимально возможного уровня личностного развития,
образования, жизненной компетенции, интеграции в социум. [3: с.67]
К детям с нарушениями в развитии
относят: умственно отсталых, неслышащих, слабослышащих, позднооглохших;
незрячих и слабовидящих; детей с тяжелыми
речевыми нарушениями; нарушениями опорно-двигательного аппарата; задержкой
психического развития; с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы
(ранний детский аутизм), множественными нарушениями. Они нуждаются в
комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и
социальную помощь, причем помощь индивидуализированную.
В человеческой культуре, в каждом обществе существует специально
созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и
научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи
и специально организованных образовательных учреждений. Отклонения в развитии
приводят к "выпадению" ребенка из этого социально и культурно
обусловленного образовательного пространства. Нарушения в развитии приводят к
тому, что грубо нарушается связь с социумом, культурой как источником развития.
Грубо нарушается связь родителя и ребенка на самых ранних этапах, так как взрослый
носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с
нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально
развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий,
специфичных средств, методов, путей обучения. По отношению к ребенку с
нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения
традиционных образовательных задач на каждом возрастном этапе.
Преодоление трудностей ребенка с
нарушениями в развитии можно осуществить исключительно средствами образования,
но не массового, а специально организованного, особым образом построенного и
предусматривающего «обходные пути» достижения тех образовательных задач,
которые в условиях нормы достигаются традиционными способами. Исходя из особенностей
развития детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо определить, в
чем именно нуждается такой ребенок в процессе образования. [1]
Он нуждается в том, чтобы:
- первичное нарушение в развитии было выявлено как можно раньше;
- специальное обучение начиналось сразу же после диагностики первичного
нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. Крайне опасна ситуация,
когда после выявления первичного нарушения все усилия направлены исключительно
на лечение ребенка, т.е. реабилитацию средствами медицины. Игнорирование
целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям
в достижении возможного уровня развития ребенка;
- в содержание обучения были введены специальные разделы, направленные на
решение задач развития ребенка, отсутствующие в содержании образования нормально
развивающегося сверстника;
- строились «обходные пути» обучения, использовались специфические
средства и методы, которые не применяются в традиционном образовании;
- регулярно осуществлялся контроль за соответствием выбранной программы
обучения реальным достижениям, уровню развития ребенка;
- пространственная и временная организация образовательной среды
соответствовала возможностям ребенка;
- окружающие взрослые были подготовлены и реально участвовали в решении
особых образовательных задач за пределами образовательного учреждения, их
усилия были скоординированы;
- реабилитация средствами образования не заканчивалась периодом школьного
обучения.
Практика специального обучения демонстрирует, что вовремя начатая и
грамотно построенная реабилитация средствами обучения позволяет предупредить появление
дальнейших отклонений в развитии вторичной и третичной природы, скорригировать
уже имеющиеся нарушения и значительно снизить степень социальной недостаточности,
достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития,
образования, социальной интеграции. Удовлетворение особых образовательных
потребностей ребенка – одно из базовых условий его психического здоровья и
развития. [3: с.4 – 5]
Список литературы.
1.
Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Реабилитация
средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными
нарушениями в развитии // Альманах ИКП РАО . – 2000. – №1.
2.
Малофеев Н.Н. Перспективы развития в Росси учебных
заведений для детей с особыми образовательными потребностями // Дефектология. –
2001. – №5. – С. 4 – 5.
3.
Малофеев Н.Н. О научных подходах к совершенствованию
специального образования в России // Дефектология. – 2004. – №6. – С. 67.
|