Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 04.05.2024, 21:33

Меню сайта
Категории раздела
Статьи [6]
ФГОС [0]
Образовательные стандарты
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

Воспитание гражданственности и патриотизма младших школьников

Радьков Ольга Сергеевна

учитель начальных классов

МБС/К/ОУ школа-интернат VIII вида

Воспитание гражданственности и патриотизма младших школьников

«Воспитание гражданина невозможно,

если не  привить малому человеку

патриотические чувства»

В.А. Сухомлинский.

Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина – патриота сегодня – залог гарантированного будущего для всего российского общества. Место и роль начальной школы в решении вопросов воспитания любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну трудно переоценить, поскольку младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.   

Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, планете Земля.  Воспитание гражданственности – это формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознание внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Всё это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убеждённости и умения отстаивать свою точку зрения. Понятие гражданственности неразрывно связано с понятием патриотизм.

Понятие патриотизм включает в себя:

·               чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

·               уважительное отношение к языку своего народа;

·               заботу об интересах Родины;

·               осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

·               проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

·               гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

·               гордость за своё Отечество, за символы государства, за свой народ; ·       

·               уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

·               ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выражение в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

·               гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на многостороннее формирующее влияние патриотизма. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» Многие нравственные качества человека закладываются в начальной школе. Любовь к родному краю, желание видеть родной город хорошеющим и расцветающим. Все эти чувства в большей степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Опираясь на то новое положительное, что появилось в психике ребёнка, начальная школа пытается формировать чувства патриотизма, интернационализма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. С малых лет необходимо дать детям представление, пусть даже самое простое, о месте и роли их страны в мире. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Каждый человек, независимо от возраста, должен рачительно и бережно относиться к природе. Изучая историю России, края, у детей формируется представление о знаменательных героических и исторических событиях нашей страны, о боевых и трудовых подвигах соотечественников. На уроках чтения, ИЗО, трудового обучения особое внимание уделяется изучению народного творчества. Это тоже неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания школьников. Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре, художественных промыслах, декоративно-прикладном искусстве.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Краеведческий материал становится основой понимания детьми своеобразия родного края, его природы, истории, традиций. Знакомство с историческими памятниками и достопримечательностями своей малой родины позволяет сформировать у учащихся интерес к изучению историко-культурных корней, воспитывать чувство гордости за свой город, его историю, традиции, социальные и культурные достижения. Патриотическое воспитание включает в себя и воспитание дружелюбного отношения к детям других национальностей. Формирование представлений о жизни и труде разных народов позволяет подвести к пониманию интернациональных связей, взаимопомощи.  Незаменимыми помощниками в воспитательной работе и таком ее направлении, как патриотическое воспитание, становятся родители. Семью называют «школой чувств». Это очень справедливо, так как именно в семье ребенок учится эмоциональному восприятию мира, получает первые уроки сопричастности тому, что дорого каждому человеку. Микроклимат семьи, взаимоотношения ее членов, отношение к событиям – все это оказывает неизгладимое впечатление, формирует его эмоциональный и нравственный мир. Воспитание гражданина происходит и тогда, когда младший школьник приобщается к искусству страны, народному творчеству, когда он знакомится с людьми, прославившими  Родину:  художниками, композиторами,  спортсменами, космонавтами, и героями, защищавшими страну. Нужно, чтобы у школьника постепенно формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является Человек. И основная задача, которая стоит перед учителем начальной школы - закладывать основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией  и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. С целью духовно-нравственного воспитания на классных часах по данной теме раскрываются понятия: «добро», «доброта», «внимание», «отзывчивость» и другие положительные и отрица­тельные качества человека.

Ведущее место в процессе гражданско-патриотического воспитания был и остаётся урок. Именно на уроках должен закладываться фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения гражданина – строителя и защитника Отечества. Воспитание патриотических чувств осуществляется через уроки развития речи, чтения, письма, трудового обучения, изобразительного искусства.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию может проводиться в  различных формах  с детьми и родителями:  уроки-путешествия, экскурсии,  вечера памяти,  встречи с ветеранами войны,  праздники, игры, выпуск классных газет, конкурсы рисунков, стихов,  викторины, КВН, родительские собрания. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества воспитываются с раннего возраста. Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в это время отличается большой психологической устойчивостью.  Заложенные в младшем школьном возрасте аспекты патриотизма являются фундаментом  будущего гражданина. 

 

Категория: Статьи | Добавил: Ольга_Дербенцова (17.12.2012) | Автор: Радькова О.С.
Просмотров: 4170 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта


Copyright MyCorp © 2024