Левшунова Юлия
Владимировна, учитель истории и обществоведения
МБС(К)ОУ
школы-интернат VIII вида
«Православные ценности в обучении детей с ограниченными
возможностями здоровья»
«Я думаю, что мы никогда не дадим
народу ничего лучше Писания… потому что в нем находишь всю человеческую жизнь»
Пушкин А.С.
Одной из приоритетных задач
школьного обучения является не только получение знаний, собственно образование,
но и воспитание духовно-нравственной личности, патриотизма. В современном
обществе произошли определенные изменения, оказавшие большое негативное влияние
на детей и подростков. Во многом этому способствовали средства массовой
информации, пропагандирующие жестокость, насилие, лживые ценности.
К счастью, в настоящее время в нашей стране возрождаются традиции
духовного образования, утраченные ранее. Люди все чаще обращаются к Богу, к
Священному писанию, к духовным сокровищам православия. Сила религии заключается
в духовном просвещении и воспитании человека, приоритета духовных ценностей над
материальными. Добро, истина, человечность, сочувствие, любовь должны стать
нормами нашей жизни. Задача школы – формировать национальное самосознание
детей, нравственный стержень души.
В Национальной доктрине образования определены приоритеты, согласно которым
«система образования призвана обеспечить:
• историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и
развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому
и культурному наследию народов России;
• воспитание патриотов России, граждан правового, демократического,
социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой
нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость...»
Моя задача, как учителя, - приобщить подростков к духу и культуре своего
народа, дать знания, необходимые для выработки собственных нравственных устоев,
общечеловеческих ценностей семьи и целомудрия.
Без изучения основ православия невозможно глубоко постичь и понять
русскую историю и культуру. Христианские храмы изначально являлись носителями
культуры на нашей земле, отсюда пошла грамотность, развивалась литература,
возникла живопись, декоративно – прикладное искусство, основы архитектуры и
другие виды творческой деятельности.
Изучать основы православия, говорить о христианстве можно и нужно на
уроках истории, обществоведения, музыки, изобразительного искусства, где
вопросы добродетели являются первостепенными.
Дети-инвалиды имеют значительные ограничения жизнедеятельности,
приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития
ребенка, способности к самообслуживанию, передвижению, обучению, общению,
трудовой деятельности в будущем. В связи с этим у детей-инвалидов резко падает
самооценка, снижается интерес к жизни. Это усугубляется снисходительным отношением
к людям с ограниченными возможностями членов их семей, окружающих,
невостребованностью обществом возможностей инвалида как полезной личности.
В связи с этим необходимо создать условия, в которых ребенок с
ограниченными возможностями мог бы чувствовать себя полноправным членом
общества, участвовать в культурной, экономической, политической жизни страны.
Решить данную проблему в значительной степени можно, используя богатейшие
отечественные традиции гуманизма и милосердия, сформированные в православной культуре.
Наши дети – наследники богатейшей культуры, фундамента русской
цивилизации. Изучение православной традиции позволит учащимся почувствовать
связь между поколениями. Система уроков обществоведения знакомит учащихся с
нравственными и духовными основами православия, учит устанавливать
взаимоотношения, развивает основы нравственного поведения в семье и в обществе.
В нашей школе знакомство с основами православной культуры во многом
происходит на уроках обществоведения. Обществоведение, как учебный курс,
содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и
обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов,
происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации
гражданских прав и обязанностей. Обществоведение – это система знаний об определённой области
человеческой жизни, в которой вопрос нравственности мы ставим на первое место.
Особенностью занятий, является то, что обществоведение получает
продолжение в нравственной активности тех, кто изучает её. Поэтому общей целью
образования в области основ православной культуры, является раскрытие
нравственного потенциала обучающихся. Моя задача не только дать знания детям,
но и воспитать культуру разумного, нравственного, гуманитарного мышления.
Выработать духовно – нравственные, этические установки, которые активизируют
духовный потенциал личности ребенка.
При изучении таких тем, как «Основы морали, функции морали в жизни
человека», «Моральная ответственность», «Религиозные верования и их место в
современном мире», перед учащимися обязательно встает проблема выбора, проблема
общечеловеческих ценностей.
Предмет «История Отечества» также содержит большие возможности для
патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах
можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения
отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому
привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и
педагогически оправдано. В нашей школе налажено тесное сотрудничество с Детской
библиотекой, Картинной галереей города, Краеведческим музеем, где учащиеся
могут почерпнуть дополнительные знания о красоте и богатстве родного края.
Каждый год в нашем городе проходит Международная выставка средств
обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2011», куда приглашаются
воспитанники нашей школы. Безусловно, эта выставка оставляет неизгладимый след
в душах детей, служит напоминанием о величии нашей Родины и мужестве русских
людей.
При изучении темы «Великая Отечественная война Советского Союза» ребята
делают сообщения о солдатах, которые участвовали во всех сражениях войны.
Каждый год на 9 Мая старшеклассники ходят в гости к ветеранам, поздравляют их,
с удовольствием слушают рассказы взрослых о войне. На уроках посвященных
проблемам современной России, мы активно используем материалы местных средств
массовой информации, а также сети Интернет.
Ответы на мировоззренческие вопросы о сущности и смысле своей конкретной
жизни требуют внутреннего напряжения и работы не столько разума, сколько души и
сердца. Именно на основе такой душевной работы возможно внутреннее
преобразование человека, то есть его воспитание. Такой подход к православной
культуре позволяет ребенку сделать свой мировоззренческий выбор добровольным,
сознательным и ответственно строить свою дальнейшую жизнь.
Нравственное воспитание в системе христианских ценностей особенно важно
сейчас, когда не видится иной нравственной альтернативы пропаганде
бездуховности, цинизма, неограниченного потребительства, насилия и жестокости. Православие
может сыграть ключевую роль в преодолении и профилактике губительных пороков,
поразивших российское общество. |