Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 04.05.2024, 14:52

Меню сайта
Категории раздела
Статьи [6]
ФГОС [0]
Образовательные стандарты
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

Необходимость реабилитации средствами образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Дербенцова Ольга Евгеньевна

учитель математики

МБС/К/ОУ школа-интернат VIII вида

 

Необходимость реабилитации  средствами образования детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Одной из основных задач  обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии является подготовка их к самостоятельной и полноценной жизни в обществе, поэтому на данный момент актуальна проблема социальной реабилитации и социально-трудовой адаптации учащихся с нарушенным развитием, включению их в социум в качестве полноправных членов общества.

  Успех социальной адаптации детей с нарушениями в развитии напрямую зависит от глубины и качества знаний, получаемых ими в школе. Чем выше уровень сформированности знаний, тем легче ребенку приспособиться к условиям современного общества, почувствовать собственную значимость.

  Именно поэтому главной задачей коррекционной (специальной) педагогики является разработка методологических, теоретических и методических основ эффективных систем специального обучения и воспитания детей с различными отклонениями в развитии, направленных на достижение каждым ребенком максимально возможного уровня личностного развития, образования, жизненной компетенции, интеграции в социум. [3: с.67]

  К детям с нарушениями в развитии относят: умственно отсталых, неслышащих, слабослышащих, позднооглохших; незрячих и слабовидящих; детей с тяжелыми речевыми нарушениями; нарушениями опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм), множественными нарушениями. Они нуждаются в комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем помощь индивидуализированную.

В человеческой культуре, в каждом обществе существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и специально организованных образовательных учреждений. Отклонения в развитии приводят к "выпадению" ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Нарушения в развитии приводят к тому, что грубо нарушается связь с социумом, культурой как источником развития. Грубо нарушается связь родителя и ребенка на самых ранних этапах, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий, специфичных средств, методов, путей обучения. По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения традиционных образовательных задач на каждом возрастном этапе.

Преодоление трудностей ребенка  с нарушениями в развитии можно осуществить исключительно средствами образования, но не массового, а специально организованного, особым образом построенного и предусматривающего «обходные пути» достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами. Исходя из особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо определить, в чем именно нуждается такой ребенок в процессе образования. [1]

Он нуждается в том, чтобы:

- первичное нарушение в развитии было выявлено как можно раньше;

- специальное обучение начиналось сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения все усилия направлены исключительно на лечение ребенка, т.е. реабилитацию средствами медицины. Игнорирование целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного уровня развития ребенка;

- в содержание обучения были введены специальные разделы, направленные на решение задач развития ребенка, отсутствующие в содержании образования нормально развивающегося сверстника;

- строились «обходные пути» обучения, использовались специфические средства и методы, которые не применяются в традиционном образовании;

- регулярно осуществлялся контроль за соответствием выбранной программы обучения реальным достижениям, уровню развития ребенка;

- пространственная и временная организация образовательной среды соответствовала возможностям ребенка;

- окружающие взрослые были подготовлены и реально участвовали в решении особых образовательных задач за пределами образовательного учреждения, их усилия были скоординированы;

- реабилитация средствами образования не заканчивалась периодом школьного обучения.

Практика специального обучения демонстрирует, что вовремя начатая и грамотно построенная реабилитация средствами обучения позволяет предупредить появление дальнейших отклонений в развитии вторичной и третичной природы, скорригировать уже имеющиеся нарушения и значительно снизить степень социальной недостаточности, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, социальной интеграции. Удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка – одно из базовых условий его психического здоровья и развития.  [3: с.4 – 5]

 

Список литературы.

1.        Гончарова Е.Л.,  Кукушкина О.И. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии // Альманах ИКП РАО . – 2000. – №1.

2.        Малофеев Н.Н. Перспективы развития в Росси учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями // Дефектология. – 2001. – №5. – С. 4 – 5.

3.        Малофеев Н.Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России // Дефектология. – 2004. – №6. – С. 67.


Категория: Статьи | Добавил: директор (27.11.2012) | Автор: Дербенцова О.Е.
Просмотров: 1915 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта


Copyright MyCorp © 2024