В центре системы воспитательной работы любой школы стоит ученик, но воздействовать на ученика забывая о его родителях или законных представителях невозможно. Это воздействие осуществляет педагогический коллектив, которым управляет администрация школы-интерната. Посредством которой устанавливаются различные внешние связи школы.
Рассмотрим более подробно каждое звено данной системы.
Итак, какой же ученик может учиться в нашей школе? Это дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющие диагноз: легкая или умеренная умственная отсталость. Соматически такой ребенок практически здоров, и умственная отсталость — это не болезнь, но состояние ребёнка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики, познавательной и эмоционально-волевой сферы. Такие дети способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребёнка.
Исходя из вышесказанного, становится понятным, что процесс воспитания в школе-интернате идёт в осложнённых условиях. Необходимо не только решать общепринятые в системе образования задачи, опираясь при этом на ограниченные возможности воспитанников, но и обеспечивать удовлетворение особых потребностей в воспитании применительно к каждой категории лиц с отклонениями в развитии. У каждого ребенка необходимо сформировать отсутствующие социальные, в том числе коммуникативные, поведенческие и иные навыки, личностные качества.
Какие же педагоги решают эти непростые проблемы?
Это учителя, классные руководители, воспитатели, социальный педагог, педагог-психолог, логопеды.
В школе-интернате работают педагоги в возрасте от 24 до 73 лет, педагогический стаж которых составляет от 1 года до 50 лет.
- Высшую квалификационную категорию имеют 4 педагога.
- Первую квалификационную категорию имеют 3 педагога.
- Вторую квалификационную категорию имеют 5 педагогов.
В школе-интернате работают 6 педагогов-дефектологов.
Согласно перспективному плану повышения квалификации в 2011/2012 учебном году прошли обучение на курсах повышения квалификации 6 педагогов, из них классных руководителей и воспитателей – 4.
При приеме в школу на каждого ребенка оформляется карта индивидуального развития и обучения. На протяжении всего периода обучения отслеживается ее эффективность. В начале, середине и в конце учебного года вносятся изменения в процесс обучения и воспитания. Таким образом, карта индивидуального развития и обучения ребенка является единым комплексным методом наблюдения за динамикой развития учащегося, выявлением его «зоны ближайшего развития».
Обучающимся обеспечивается активная дифференцированная помощь различных специалистов (учителей, воспитателей, классных руководителей, учителя-логопеда, педагога-психолога, медиков), при необходимости это взаимодействие происходит, в рамках деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк).
Воспитательный процесс осуществляется в двух взаимосвязанных аспектах:
- развитие личности ребенка;
- коррекция, исправление негативных последствий прежней жизни и имеет своей целью создание условий для полноценного развития детей: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного, жизненного и профессионального самоопределения, формирования гражданской позиции, позволяющей каждому воспитаннику строить собственную жизнь, семью, быть востребованным обществом и государством.
Воспитательный процесс решает задачи:
- укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни и экологической культуры воспитанников, воспитания волевых качеств;
- формирования нравственно-эстетических понятий как основы успешной социализации в обществе;
- формирования элементов гражданско-патриотического сознания, основных понятий правовых отношений;
- осуществления профориентации воспитанников, трудового воспитания, формирования основных экологических представлений;
- формирования основных способов мыслительной деятельности;
- содействования творческому развитию личности воспитанников, их социальной активности, потребности в самореализации.
Формы организации деятельности воспитанников в период пребывания в школе-интернате:
- различные виды деятельности по основным направлениям развития личности;
- классные часы и занятия, как специально организованная форма обучения (с учетом возрастной периодизации);
- занятия детей с классными руководителями, воспитателями и психологом по коррекции высших психических функций;
- занятия в кружках по интересам.
Организация каждой деятельности воспитанников преследует, кроме образовательной и воспитательной, еще и коррекционно-развивающую цель. Это может быть явное коррекционное упражнение направленное на коррекцию одной из высших психических функций. Система таких упражнений разработана в школе-интернате. Или завуалированные упражнения, чаще всего используемые на общешкольных мероприятиях. Так, например, сегодняшнее общешкольное мероприятие направлено в том числе на коррекцию координации движений, памяти, речи.
Вся воспитательная работа делится на три больших блока по возрастам:
- с начальными классами (дети 7 – 10 лет);
- со средними классами (дети 11 – 13 лет);
- со старшими классами (дети от 14 лет)
и по направлениям:
- личностное развитие;
- охрана здоровья и физическое развитие;
- творческое развитие;
- трудовое воспитание;
- основы социализации и общения.
Работа с детьми 7-10 лет подразумевает по направлению «Личностное развитие»:
- формирование адекватной самооценки черт характера;
- формирование навыка общения в коллективной деятельности школьников как основы новой ситуации развития.
по направлению «Охрана здоровья и физическое развитие»:
- формирование санитарно – гигиенических навыков: развитие ответственности за своё здоровье;
- обучение элементам физического совершенствования тела.
по направлению «Творческое воображение»:
- развитие механизмов творческого восприятия, мышления;
- развитие механизмов продуктивного общения, умений принять других (психодрама).
по направлению «Трудовое воспитание»:
- отработка навыков учебного поведения;
- вооружение основными навыками самообслуживания;
- формирование навыков трудовой коллективной деятельности.
по направлению «Основы социализации и общения»:
- отработка коммуникативных моделей поведения в наиболее типичных ситуациях.
Такая работа направлена на то, чтобы к 10 годам наши воспитанники владели:
- навыками самообслуживания, были аккуратны;
- были трудолюбивы, бережно относились к школьному имуществу;
- умели слушать и слышать других, учились неагрессивному общению со сверстниками и взрослыми;
- понимали ценность дружбы со сверстниками, обладали чувством коллективизма, взаимопомощи;
- владели чувством сострадания к слабым, больным и младшим;
- познавали виды народного творчества (песни, сказки, загадки, пословицы, скороговорки);
- знали историю малой Родины.
Работа с детьми 11-13 лет подразумевает:
по направлению «Личностное развитие; основы социализации и общения»:
- становление личностной позиции: «Я сам», «Я и другие»;
- развитие общей психологической компетентности: умение оказывать сочувствие, поддержу, принимать помощь другого.
по направлению «Охрана здоровья и физическое развитие»:
- пропаганда здорового образа жизни;
- тренировка силы воли, физическое совершенствование;
- основы полового воспитания.
по направлению «Основы жизнеобеспечения»:
- ориентировка воспитанников в различных жизненных ситуациях;
- развитие алгоритма решения житейских проблем.
по направлению «Трудовое воспитание»:
- отработка трудовых навыков по уходу за собой и своим жилищем;
- охрана природы.
по направлению «Основы гражданского самосознания»:
- знакомство с истоками национальной культуры;
- основы правового просвещения;
- основы экономической грамотности.
по направлению «Творческое развитие»:
- развитие самостоятельного творческого мышления;
- игротерапия как условие моделирования.
Такая работа направлена на то, чтобы к 13 годам наши воспитанники:
- были трудолюбивыми, добрыми, честными;
- адекватно оценивали себя;
- приобретали первоначальные производственные навыки;
- уважали честь и достоинство обучающихся и работников, умели устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;
- имели достаточно развитый эстетический вкус, свое мнение по поводу музыкально-художественного произведения;
- знали наиболее известные растения и животных, бережно относились к природе;
- владели санитарно-гигиеническими навыками, заботились о своем здоровье.
Работа с детьми от 14 лет подразумевает:
по направлению «Личностное развитие»:
- построение временной перспективы будущего, перспектив личности;
- развитие представлений об общечеловеческих ценностях личного счастья: любовь, здоровье, семья…
по направлению «Охрана здоровья и физическое развитие»:
- система профилактических умений по охране здоровья и здорового образа жизни;
- воспитание привычки к здоровому образу жизни;
по направлению «Основы профессионального самоопределения и трудовое воспитание»:
- профессиональное самоопределение – развитие способности конструировать возможные варианты будущего;
- трудовое воспитание;
- жизнеобеспечение.
по направлению «Основы гражданского самосознания»:
- основы правового воспитания;
- основы экономического просвещения;
- знакомство с истоками национальной культуры;
по направлению «Эстетическое воспитание»:
- воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, живописи;
- организация внеурочной досуговой деятельности.
Главными качествами личности выпускника выступают:
- трудолюбие;
- позитивное отношение к здоровому образу жизни;
- эмоциональная отзывчивость;
- сформированность адекватной моральной самооценки индивидуальных возможностей и способностей;
- сформированное профессиональное самоопределение;
- знание основ правовой и экономико-бытовой культуры (распределение дохода, содержание жилища и т.п.);
- нравственная позиция по отношению к другому полу, возрасту и социальному статусу;
- сформированность адекватной общепринятой морали, представлений об общечеловеческих ценностях, личном счастье: любви, здоровье, семье;
- владение правовыми знаниями, законопослушность, умение жить в обществе;
- ориентирование на социальную адаптацию к современным условиям жизни, умение честным путем обеспечить материально себя и свою семью;
- сознательная нравственная позиция, умение жить в обществе, поддерживание отношения сотрудничества с окружающими людьми (соседями, сослуживцами, родственниками и др.);
- готовность выполнять гражданские обязанности (семья, воспитание детей, содержание престарелых родителей);
- наличие профессиональных навыков (столярного дела, швейного дела, работника кухни, обслуживающего персонала);
- знание и любовь к природе родного края, стремление сберечь её богатство;
- владение здоровьесохраняющими навыками, готовность сказать «нет» вредным привычкам.
Вся деятельность администрации школы-интерната направлена на усиление положительной мотивации педагогов и учащихся, желания работать, снижение усталости, создание благоприятного климата в педагогическом и ученическом коллективах.
Посредством администрации школы-интерната устанавливаются различные внешние связи:
- Администрация городского округа Красноармейск;
- Отдел опеки и попечительства;
- АНМЦ развития и коррекции;
- Управление социальной защиты населения;
- Комплексный центр социального обслуживания населения «Милосердие»;
- Городская детская библиотека;
- ОДН, КДН;
- ГДК;
- ДК им.Ленина;
- Связь со священнослужителями и прихожанами храмов с.Царево, с. Барково, с. Могильцы, Николо-Берлюковской Пустыни;
- Спорткомплекс «Красноармейск»;
- ФК «Россиянка»;
- Областной Фонд Мира;
- Благотворительный Фонд «Абсолют-Помощь»;
- МОУ СОШ №1;
- Профессиональные училища г.Пушкино, г. Орехово-Зуево, г.Талдом;
- Центр занятости населения… Экскурсии по городу и области;
- Поездки в театр, цирк, музеи;
- Оздоровление детей в ДОЛ (России и Украины);
- Приём гостей-волонтеров;
В школе проводится большая работа по оздоровлению детей
- Оздоровление детей в ДОЛ (России и Украины);
- Связь с МСЧ-154, психиатрическими клиниками г.Хотьково, г.Руза, г.Москвы
Традиционные мероприятия:
- Общешкольные линейки:
– первая пятница месяца - по правилам дорожного движения «Уроки безопасности»;
– вторая пятница месяца - дисциплинарная линейка «Правила для всех»;
– третья пятница месяца - «Азбука вежливости»;
– четвертая пятница месяца - «Наша жизнь».
- общешкольные праздники:
– День Знаний;
– по правилам дорожного движения;
– День Учителя;
– «Веселые старты»;
– линейка, посвященная битве под Москвой;
– спортивный праздник, посвященный битве под Москвой;
–Новогодний праздник;
– День защитника Отечества;
– Масленица;
– спортивные соревнования «Прощание с зимой»;
– 8 марта;
– день открытых дверей;
– «О дружбе и вежливости»;
– День Победы;
– Последний Звонок;
– выпускной вечер.
- участие в конкурсах, соревнованиях, выставках, смотрах, фестивалях:
- ко Дню города;
- «Руки матери»;
- выставка к Рождественским чтениям;
- областной конкурс детского рисунка;
- областной конкурс фотографии;
- областная выставка творческих работ на конкурсе «Лучший по профессии»;
- областные спортивные соревнования;
- областной конкурс художественной самодеятельности;
- областной фестиваль художественной самодеятельности;
- различные разовые конкурсы (например, в январе этого года мы принимали участие в конкурсе иллюстраций к книге Джанни Родари «Чипполино», посвященном 10-летию Благотворительного Фонда «Абсолют-Помощь»)